Ледовые арены и современные звуковые технологии
На связи компания Constage, интегратор технологий постановочного комплекса. Сцена — это главная точка приложения наших профессиональных усилий, но сегодня речь пойдет не о театре или концертом зале, а о спортивной арене: на примере Xcel Energy Center в Сент-Поле, штат Миннесота, домашнего стадиона команды Minnesota Wild, мы рассмотрим особенности проектов по озвучиванию ледовых арен и поговорим о современных звуковых технологиях, применимых в этой области. На Xcel Energy Center не так давно была установлена новая система звукоусиления, построенная на линейных массивах Meyer Sound Panther.
Предыдущая система, построенная на пассивных точечных источниках, работала на стадионе с момента открытия в 2000 году, все еще была работоспособной, но уже очевидно проигрывала современным по мощности воздействия и четкости звука. В 2022 году переоснащение было профинансировано, и руководство «Дикарей» попросило Джимми Пфитцингера, инженера IATSE Local 13, компании, которая занимается озвучиванием всех игр команды с момента открытия арены, срочно заняться апгрейдом.
В части звукоусиления спортивная арена имеет ряд особенностей и требует специфического подхода при проектировании.
Как и в любом другом пространстве, на спортивной арене необходимо обеспечить равномерное распределение звука по всей площади зрительской зоны, сохраняя локализацию в центральной части. При этом арена — это довольно большие пространства, и при установке громкоговорителей в центральной части потолка мы получаем значительное расстояние до зоны прослушивания. К этой особенности вернемся чуть позже.
Вторая особенность — высокий уровень фонового шума. Болельщики кричат, хлопают в ладоши, стучат кулаками по сиденьям, используют шумовые эффекты, да и сама игра часто происходит довольно шумно: звук коньков, разрезающих лед, удары клюшками по шайбе, удары шайбы о борт — эти звуки отражаются от гладкой поверхности катка и разлетаются по внутреннему пространству стадиона, увеличивая шумовую составляющую. Поэтому от системы звукоусиления требуется высокий уровень громкости, позволяющий перекрыть этот уровень шума. В предыдущем пункте речь шла о том, что конструктивно громкоговорители на арене размещаются на значительном расстоянии от трибун, следовательно от каждого громкоговорителя требуется еще более высокий уровень SPL, чтобы, преодолев расстояние, звук не утратил своей энергии.
Третья особенность — необходимость обеспечить разборчивость речи дикторов, комментаторов и судей. Все объявления должны воспроизводиться четко и понятно, при этом на спортивных аренах крайне редко производятся работы по оптимизации архитектурной акустики. Поэтому система звукоусиления должна не только обладать запасом по громкости, позволяющим перекрыть фоновый шум минимум на 12 дБ, но и обеспечить четкую направленность звука, чтобы минимизировать ненужные отражения, ухудшающие разборчивость.
Четвертая особенность — безопасность зрителей. Система звукоусиления должна быть установлена и обслуживаться в соответствии со всеми действующими нормами и правилами.
Ну и не будем забывать о том, как часто ледовые арены используются в качестве универсальных залов, следовательно система звукоусиления должна обеспечивать качественное звучание для мероприятий различных типов и жанров.
После детального уточнения технического задания к основным добавились еще и конкретные дополнительные требования: система должна обладать минимальными габаритами, не мешать туровым системам, которые монтируются на арене во время концертов согласно райдеру артиста, потреблять возможный минимум электроэнергии и быть простой в монтаже и обслуживании. Старая система представляла собой, буквально, тонны усилителей и кабелей, установленных под потолком арены, что сильно усложняло обслуживание. Именно поэтому в первую очередь инженеры рассматривали активные системы. По замыслу интеграторов новая система должна была просто опускаться на лебедках вниз для обслуживания или ремонта. В целом финальное ТЗ выглядело едва ли выполнимым. Однако, проведя детальное исследование рынка, инженеры IATSE Local 13 нашли подходящее решение: линейный массив Meyer Sound Panther.
Тут стоит отметится, что Meyer Sound Panther — это линейный массив нового поколения. Максимально эффективный, компактный, легкий, сетевой (звуковой и управляющие сигналы передаются по локальной сети стандарта Milan) и громкий: пожалуй, не будет преувеличением сказать, что у конкурентов пока нет аналогичного предложения.
В новую систему звукоусиления Xcel Energy Center вошли 96 крупноформатных кабинетов Meyer Sound Panther и 18 элементов контроля низких частот Meyer Sound 1100‑LFC. Система построена на основе сетевого аудиопротокола Milan. Для надежности система имеет резервное подключение обычными линиями с аналоговыми сигналами.
По соотношению некоторых характеристики Panther (Пантера) не имеет аналогов:
- Малый размер: эти системы невероятно компактны для своего класса (по уровню звукового давления), каждый такой кабинет имеет ширину всего 38 дюймов (969 мм).
- Низкое энергопотребление: каждая «Пантера» потребляют всего 1100 Вт непрерывной мощности, что делает их более энергоэффективными, чем другие линейные массивы.
- Небольшой вес: кабинет весит всего 68 кг, но при этом SPL составляет более 150 дБ.
- Активная конструкция: Panther — это активный линейный массив, он не требует использования внешних усилителей, что облегчает монтаж, коммутацию, обслуживание и уменьшает количество оборудования.
- Выбор рупора: «Пантеры» доступны с тремя различными углами раскрытия рупора: 80, 95 и 110 градусов. Это позволяет построить систему с максимально точным покрытием конкретного помещения.
- Milan: Система на Panther строится по принципу компьютерной сети. Звук и управляющие сигналы передаются через сетевой кабель, что упрощает коммутацию, контроль и управление сложной системы. Все управление сосредотачивается в фирменном ПО Meyer Sound Nebra. Оператор видит режим работы и может управлять каждым из 96 кабинетов в отдельности.
Для детального расчёта характеристик системы, ее состава и определения точек подвеса инженеры использовали фирменное ПО MAPP 3D, позволяющее моделировать поведение громкоговорителей в конкретном помещении.
Результат превзошел ожидания. Штатный аудиоинженер арены Джимми Пфитцингера, руководивший разработкой проекта, так охарактеризовал возможности новой системы: «Теперь у меня нет проблем поднять уровень голоса диктора Адама Абрамса над уровнем фонового шума, хотя раньше его голос просто тонул в шуме трибун. Ничего, ни на каком уровне громкости не звучит натянуто и искаженно, всё слышно с предельной чёткостью и ясностью. Даже когда музыка играет на полную громкость, ничего не вызывает раздражения, и на трибунах по-прежнему можно спокойно разговаривать. И, конечно же, есть невероятная разница в качестве и четкости передачи сигнала с микрофонов судей».
Подведем итог. Озвучивание спортивных арен требует понимание специфики такого типа объекта:
- большие пространства
- высокий уровень фонового шума
- воспроизведение речевых сообщений, требующее высокой разборчивости
- компактность и минимизация состава оборудования
- простота в монтаже и обслуживании
В сравнение с концертными залами от громкоговорителей в таком проекте требуется повышенный уровень SPL: чем меньше SPL каждого кабинета, тем больше потребуется кабинетов, что увеличивает сложности инсталляции, вес, габариты и т.д. В части транспортировки сигнала и управления система должна позволять контролировать каждый кабинет по отдельности, а коммутационный контур должен иметь надежное резервирование.
Инсталляция на Xcel Energy Center в Сент-Поле, проведенная компанией Sound Associates из Йонкерса, Нью-Йорк, является крупнейшей на сегодняшний день инсталляцией PANTHER.
Статья подготовлена по материалам сайта meyersound.com
Фото: Luke Schmidt